Чугуш

Чугуш

Чугуш (Шугус, Чугус) — самая высокая вершина Адыгеи, достигающая высоты 3238 метров, или 10610 футов над уровнем моря. С него берут начало крупные притоки реки Белой, Киша, Чессу и Березовая. Царь гор, как называют его жители горных селений, виден со многих точек горной Адыгеи. Своим могуществом, суровостью и грозной красотой очаровывает и покоряет.

Мать-природа по праву дала ему царственный титул и украсила сединой из вечных снегов и ледников. Он, как истинный вождь горного племени, как царь поднебесной страны, с достоинством горца гордо поднял белоснежную папаху над окрестными вершинами. Чугуш в сверкающей на солнце зубчатой скальной короне, искусно вырезанной из голубого льда, стал местом паломничества туристов.

…Гузерипль нас встретил свежим снегом. Здесь совсем недавно отбушевала метель и засыпала пушистой пудрой из снежинок леса и горы. На покрытых высокими пихтами горах мелкий кристаллический снег играл в тусклых просеивающихся лучах солнца синими искорками.

Чем выше поднимались в гору, тем больше снега и тем круче настоящая зима. Преодолев несколько серпантинов горной дороги, мы въехали в зимний лес. Вокруг снежная белизна. Все переливается и блестит, словно драгоценные камни. Снег сделал праздничную уборку в лесу, нахлобучил холодные шапки на разлапистые пихты, укрыл жесткие травы белой простыней и запорошил заледенелые следы ночных зверьков.

В полном безмолвии стоит насквозь промороженный и запорошенный снегом лес, лишь несколько сиротливых сосен, приютившихся у отвесных стен хребта Каменное Море, сверкают природной позолотой стройных стволов да на белом атласе снежной поляны черной щетиной торчит некошеный конский щавель.

С трудом добрались на нашем внедорожнике до поворота перед Партизанской поляной. Останавливаемся, выходим из машины и замираем от восхищения. Перед нами во всей суровой и грозной красоте, вонзив пики в сочную синь неба, стоит, встав на дыбы, ощетинившись, снежной стеной высокая горная страна. Это во всей своей красоте открылась перед нами самая высокогорная часть Республики Адыгея. В снежной бахроме стоят вершины горы Чугуш (3238 м), Джемарук (3099 м) и Тыбга (3064 м). Вправо на юг уходит долина реки Березовой. Там, у подножия Чугуша — Красная Поляна, на южных склонах которой планируют провести зимние Олимпийские игры в 2014 году.

На юг уходит цепь гор Главного Кавказского хребта, а в конце цепи видна гора Ачишхо. На ней стоит метеостанция. В зимнее время она полностью занесена снегом. Метеорологи выходят на поверхность через чердак двухэтажного здания метеостанции. Это место в шутку называют самым мокрым местом России. Здесь очень часто идут дожди или снег. Глубоко внизу за чередой наслаивающихся друг на друга островерхих хребтов течет река Белая.

Казалось бы, совершенно дикие глухие места, но имеют очень интересную историю развития. Активно они начали обживаться людьми со строительством грунтовой дороги Хамышки — Гузерипль в 1928—1930 годах и окончании строительства железной дороги Майкоп — Хаджох в 1930 году. Изучать горы Адыгеи хлынул поток ботаников, зоологов, геологов и туристов. Зоологами Насимовичем и Авериным начата инвентаризация фауны заповедника. На южных склонах Чугуша в Красной Поляне (аул Аркуадж, Кбаада, Романовск) открыт туристский городок, директором которого назначен Л.Н.Берсенев, лучший друг писателя Н.А.Островского.

В 1933 году на всей Кубани голод, а здесь, у подножия Чугуша открываются старательские филиалы по добыче золота от организации «Лабзолото». Золотодобывающие прииски в Адыгее были основаны в селе Хамышки на реке Хамышинке (здесь была установлена драга), в урочище Горелом на реке Белой и на реке Березовой (Толапановский прииск). На этом прииске добывали червоное золото (золото с красноватым оттенком). Здесь, у подножия Чугуша выросли целые поселки золотодобытчиков. На золотых приисках были дома, клубы, кухни, амбары, бани. Продукты питания доставляли старателям на вьючных животных. До сих пор на Толапановском прииске можно найти старые лотки, ржавые лопаты, полусгнившие остатки бараков старателей.

В верховьях реки Белой в этом же году начали активно рубить лес. Вдоль реки Желобной проложили новую узкоколейную железную дорогу для вывоза леса, построили кирпичный завод. В поселке Каменномостском основали зону для заключенных. Заключенные и вольнонаемные рабочие заготавливали и сплавляли лес по реке Белой. Перед Хаджохской тесниной была установлена металлическая сеть для удержания леса. Его доставали лебедками и укладывали на вагонетки узкоколейной железной дороги.

От Хаджохской головной зоны в поселке Гузерипль открыли еще два филиала. Одна зона общего режима располагалась на слиянии реки Желобной с рекой Белой. А другая зона строгого режима стояла в долине реки Белой на поляне Заключенка. Заключенные рубили лес и складывали в штабеля. Затем ждали паводка. Когда наступал паводок, выбивали клинья и сбрасывали весь лес в реку. С началом войны зоны были закрыты. На поляне Заключенка в жилых домах зоны разместился кордон Кавказского государственного заповедника под названием «Суворовский».

Но самое интересное, что Чугуш начал изучаться в хозяйственных целях еще в царское время. В район Чугуша в августе-сентябре 1896 года была отправлена изыскательская партия по поиску пути для прокладки железной дороги: Майкоп — Хамышки — поселок Романовск (Красная Поляна) — река Мзымта — Адлер под руководством инженера Барцыковского.

Вышедшая в конце августа из Майкопа экспедиция под его руководством имела цель изыскать железнодорожный путь на Адлер. Экспедиция прошла по долине рек Белой и Березовой, преодолев препятствия между Хамышками и главным перевалом между горами Чура и Шугус (Чугуш), благополучно вышла на южную сторону хребта и спустилась в долину реки Мзымты к поселку Романовску. Экспедиции помогали даховские и хамышкинские казаки. Они доставляли верхом на лошадях изыскателям новой дороги провизию. Экспедиция Барцыковского сделала главный вывод: путь через четырехтысячефутовый перевал под горой Чугуш весьма интересен, возможен и является самым низким в водоразделе.

Вопрос о необходимости строительства железной дороги, следующей по пути Майкоп — Хаджох — Даховская — Хамышки — Гузерипль — река Березовая — перевал через ГКХ (с отметкой высоты 1539 м, близ урочища Асмановы балаганы) — река Ачипсе — поселок Красная Поляна — Адлер, активно поднимал Ростовский институт железнодорожных путей сообщения в начале 2000-х годов, когда решалась транспортная развязка вновь строящегося горнолыжного курорта на Красной Поляне. Были телепередачи о новой, самой короткой, рациональной и низкозатратной железнодорожной ветке к Черному морю: Майкоп — Адлер.

Этим маршрутом интересовались и фашисты в период оккупации города. В 1942 году в Майкопе располагались штабы 44-го армейского корпуса генерала де Ангелиса и 49-го горнострелкового корпуса под командованием генерала горных войск Рудольфа Конрада. Под его началом находились 1-я дивизия «Эдельвейс» и 4-я немецкие горнострелковые дивизии, 97-я и 101-я егерские дивизии.

Из Майкопа была отправлена группа немецких военных альпинистов и геодезистов по маршруту Лагонаки — река Березовая — гора Чугуш. Немецкие альпинисты совершили восхождение на высшую точку Адыгеи и оставили на вершине записку. Эту записку, датированную 1942 годом, сняли сочинские альпинисты в 1949 году.

В августе 1942 года горные стрелки из 97-й баварской дивизии из 207-го егерского полка под командованием полковника Отте хозяйничали на горе Фишт. Они поднялись на все три вершины: Фишт, Оштен и Пшехо-Су. А когда готовились к обороне Фишт-Оштеновского перевала, заминировали скальный гребень, ведущий к вершине горы Пшехо-Су. В начале восьмидесятых годов, когда мы создавали музей боевой славы на туристском приюте «Цице», разминировали часть гребня и принесли на приют несколько мин, четыре гранаты и несколько пулеметных дисков.

Несколько раньше разминировал скальный гребень Пшехо-Су мастер спорта по туризму А.Х. Багов. Найдя мину, он осторожно ее извлекал и сбрасывал вниз. Эхо от разрывов разносилось далеко по ущелью. Но на одной из мин он чуть не подорвался. Решил ее просто столкнуть в пропасть. Мина, пролетев полтора метра вниз, ударилась о выступ скалы и взорвалась. Взрывной волной Аслана Хаджимосовича откинуло в сторону.

…Расчистив площадку в свежем снегу, разожгли костер для шашлыков. Пока костер нагорал нам угли, рассказал друзьям о горе Абаго, стоящей прямо перед нами, и о фашистском самолете «Хейнкель-111», потерпевшем крушение в 1942 году. Его обломки разбросаны по северному склону горы. Показал долину реки Чессу и поведал о совершенно диких нехоженых местах, высоких водопадах и живописных каньонах, спрятавшихся в глубине Чессунского ущелья.

Показал доломитовую скалу Нагой-Кош, высшую точку хребта Каменное Море, от которой отходило ложе старого селевого потока, сошедшего в ноябре 1996 года. Вследствие обильных и продолжительных дождей подземные карстовые полости хребта Каменное Море были переполнены, и произошел сильный динамический прорыв воды, который образовал мощный сель. Он пробил просеку шириной более 100 метров и длиной около 4-х километров. Мощный грязевый поток тянул вниз каменные глыбы высотой с двухэтажные дома.

За рассказом не заметили, как приготовились шашлыки. Мы прекрасно отдохнули и рады тому, что построена новая дорога на Яворовую поляну, которая открыла возможность отдыхающим любоваться замечательными видами заснеженных зимних гор.

Иван БОРМОТОВ,
заслуженный путешественник России.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>